|
|
акция "Правовое просвещение"
Внимание!!!
Уважаемые челябинцы!
С 1 по 30 ноября 2012 года в городе проводится
межведомственная профилактическая акция «Правовое просвещение»,
Вы можете обратиться к специалистам:
время работы: понедельник - пятница 09.00 -12.00, 13.00 - 16.00
Управления
|
темы обращений
|
телефон
|
Отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Челябинска
|
о защите прав и законных интересов несовершеннолетних
|
263 69 42
263 66 28
|
Отделы по делам несовершеннолетних и защите их прав администраций районов в городе:
Калининский район
|
791 79 75
|
Курчатовский район
|
742 86 49
|
Ленинский район
|
256 19 49
|
Металлургический район
|
735 71 99
|
Советский район
|
237 43 31
|
Тракторозаводский район
|
775 30 60
|
Центральный район
|
263 85 17
|
Управление по делам образования города Челябинска
|
обеспечение прав граждан на получение образования
|
266 50 64
266 55 79
263 26 89
264 33 81
|
Управления образования районов в городе:
Калининский район
|
219 12 44
|
Курчатовский район
|
741 95 49
|
Ленинский район
|
727 94 77
|
Металлургический район
|
721 98 76
|
Советский район
|
265 71 70
|
Тракторозаводский район
|
219 04 06
|
Центральный район
|
265 58 62
|
Управление здравоохранения
|
оказания бесплатной медицинской помощи несовершеннолетним в муниципальных учреждениях здравоохранения
|
263 62 59
|
МБУ «Молодежная биржа труда»
|
трудоустройство несовершеннолетних граждан
|
264 69 77
|
МБУ «Центр профилактического сопровождения «Компас»
|
сохранение здоровья в контексте распространения социально-значимых заболеваний, вопросы детско-родительских отношений, межличностных конфликтов
|
261 42 42
|
ГУ «Центр занятости населения г. Челябинска»
|
1. Информирование о положении на рынке труда города Челябинска.
2. Сведения о местах нахождения органов и учреждений, участвующих в предоставлении гос. услуги.
3. Сведения о номерах телефонов органов и учреждений, участвующих в предоставлении гос. услуги.
4. Сведения о графике работы органов и учреждений, участвующих в предоставлении гос. услуги.
5. информация о процедуре предоставления гос. услуги.
|
774 56 97
774 56 99
|
Управление социального развития Администрации города Челябинска,
отдел семьи
|
профилактика семейного неблагополучия, детской безнадзорности и социального сиротства
|
729 82 14,
729 82 15
|
отдел опеки и попечительства
|
729 86 10,
729 82 21
|
МБУСО «Кризисный центр»,
телефон доверия
|
оказание социальных услуг:
- семьям группы социального риска;
- женщинам и детям, подвергшимся
психофизическому насилию;
- семьям, воспитывающим детей-инвалидов;
- одиноким матерям с несовершеннолетними детьми;
- беременным женщинам, в т.ч. несовершеннолетним и одиноким;
- женщинам и детям из неполных семей;
- женщинам и детям, находящимся в конфликте с семьей;
- гражданам, желающим взять на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
|
263 65 60
8 800 200 0122
|
Органы и учреждения социальной защиты населения районов в городе Челябинске
|
Управления социальной защиты населения
|
Комплексные центры
социального обслуживания населения
|
отделы семьи и назначения детских пособий
|
отделы опеки
и попечительства
|
отделения помощи
семье и детям
|
Калининский район
|
790 67 93
|
790 96 56
|
791 59 54
|
Курчатовский район
|
790 56 06
|
790 26 77
|
218 13 34
|
Ленинский район
|
256 07 04
|
254 91 51
|
252 26 46
|
Металлургический район
|
735 84 90
|
735 84 14
|
735 68 85
|
Советский район
|
260 00 02
|
237 63 65
|
261 86 46
|
Тракторозаводский район
|
775 53 22
|
731 66 75
|
730 55 86
|
Центральный район
|
263 53 75
|
263 44 95
|
265 64 77
|
|
|
УМВД России по городу Челябинску
подразделение по делам несовершеннолетних отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних
|
Вавилова Ольга Николаевна
|
267 77 97
|
Отделения по делам несовершеннолетних отделов полиции УМВД России по городу Челябинску
|
|
|
|
Калининский район
|
Начальник ОДНОП №6
|
Малкова Татьяна Михайловна
|
772 82 24
|
Курчатовский район
|
Начальник ОДНОП №7
|
Шахматова Лариса Юрьевна
|
741 40 82
|
Ленинский район
|
Начальник ОДНОП №1
|
Пашнина Лариса Валериевна
|
253 55 76
|
Металлургический район
|
ИО начальника ОДНОП № 2
|
Пирожков
Валерий Александрович
|
735 57 94
|
Советский район
|
Начальник ОДНОП №3
|
Саутнер Любовь Владимировна
|
237 06 88
|
Тракторозаводский район
|
Начальник ОДНОП №4
|
Туркина Наталья Владимировна
|
771 78 72
|
Центральный район
|
ИО начальника ОДНОП №5
|
Панфилов Владимир Иванович
|
232 40 25
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Законодательство об ответственности несовершеннолетних и их законных представителей
В учебно-методическом пособии анализируется состояние подростковой преступности на территории г. Челябинска, излагаются особенности уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности несовершеннолетних, а также их родителей (или иных законных представителей), раскрывается понятие о ювенальной виктимологии.
Учебно-методическое пособие предназначено для педагогических работников образовательных учреждений при проведении занятий с учащимися и их родителями по вопросам профилактики преступности и безнадзорности несовершеннолетних. Настоящее пособие также может быть использовано в практической деятельности сотрудников иных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Введение
Актуальность рассматриваемой в учебно-методическом пособии проблемы обусловлена существенной ролью, занимаемой подростковой преступностью в общей структуре преступности. Криминальная статистика свидетельствует, что преступность несовершеннолетних в нашей стране приобрела огромные масштабы. Почти каждое восемнадцатое (5,5%) расследованное преступление в 2011 году совершено несовершеннолетними или при их соучастии. Если сравнить статистику с 1961 годом, с которого ведутся постоянные статистические наблюдения по относительно стабильным показателям, то по количеству совершенных преступлений в 2011 году зарегистрировано преступлений, совершенных несовершеннолетними, в 2,5 раза больше, чем в 1961 году, то есть 71 910 на 30 849. На высоком уровне остается групповая преступность несовершеннолетних. Из общего числа выявленных несовершеннолетних, совершивших преступления в 2011 году, 43% совершили в составе групп (28 005 от 65 963 несовершеннолетних). Почти третья часть преступлений от общего количества преступлений, совершаемых несовершеннолетними, тяжкие и особо тяжкие (19 862 преступления в 2011 году). Каждое десятое преступление совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения[1]. Одной из острых проблем предупреждения правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних является значительный удельный вес преступлений и иных правонарушений, совершаемых учащимися образовательных учреждений.
В настоящее время одним из приоритетных направлений профилактики правонарушений среди несовершеннолетних рассматривается правовое просвещение. В апреле 2011 г. Президент Российской Федерации утвердил Основы государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан[2]. Основы направлены на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного правового цивилизованного государства. К основным направлениям государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан отнесены:
- правовое просвещение и правовое информирование граждан;
- развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права;
- совершенствование системы юридического образования и подготовки квалифицированных юристов и педагогических кадров в области прав;
- преобразования в сфере культуры, массовой информации, рекламной и издательской деятельности, направленные на формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания граждан.
Таким образом, особое внимание в этом документе уделяется формированию правосознания и правовой грамотности подрастающего поколения. Система работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних возникает и развивается в первую очередь там, где происходит непосредственное взаимодействие с детьми и их проблемами. Именно поэтому принципиально важно проведение различных мероприятий по разъяснению правовых норм несовершеннолетним в образовательных учреждениях. В рамках реализации Основ государственной политики планируется также распространение социальной рекламы правовой направленности, создание творческих проектов по предоставлению базовых юридических знаний, развитие системы правового просвещения и информирования граждан, в том числе через информационно-правовые ресурсы. Особое внимание уделяется формированию позитивного правосознания через СМИ, теле- и радиоканалы, учреждения культуры.
Следует отметить, что на формирование правовой культуры подрастающего поколения влияют такие факторы, как характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей. Поэтому необходимо вести правовое просвещение и родителей учащихся, следует развивать практику организации встреч с сотрудниками прокуратуры, судов и сотрудниками правоохранительных органов.
Содержание данного учебно-методического пособия направлено на раскрытие особенностей уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности несовершеннолетних, а также их родителей (или иных законных представителей). Анализируется состояние подростковой преступности на территории г. Челябинска, а также составы общественно-опасных деяний, представляющих в настоящее время наибольший удельный вес и социальную значимость. Правовое воспитание является и важным средством виктимологической профилактики. В связи с этим в пособии также рассматриваются виктимологические аспекты профилактики преступности в отношении несовершеннолетних.
Авторы учебно-методического пособия надеются, что представленные в пособии материалы окажут реальную помощь социальным педагогам, классным руководителям образовательных учреждений в проведении общепрофилактических мероприятий по правовой пропаганде, а также в организации индивидуальной воспитательной работы с учащимися.
1. Статистический анализ состояния преступности и иных
правонарушений несовершеннолетних на территории г. Челябинска
В 2011 году в городе Челябинске зарегистрировано 597 преступлений, совершенных несовершеннолетними, что на 2% больше по сравнению с аналогичным периодом 2010 года (584). Наблюдается рост подростковой преступности на территориях Курчатовского (на 50%), Тракторозаводского (на 25%) и Советского (на 44%) районов. Наряду с ростом общей преступности, произошел рост зарегистрированных отдельных видов преступлений, таких как:
– кражи чужого имущества - 227 (против 191) - рост составляет 19%
– угоны транспортных средств - 85 (против 77) - рост составляет 10%.
Кроме этого, на прежнем уровне остается количество умышленных тяжких телесных повреждений (6 против 7), разбойных нападений (21 против 23), грабежей (163 против 172), преступлений, связанных с наркотиками (23 против 23), совершенных несовершеннолетними на территории г. Челябинска.
Одной из проблем современного общества, которая вызывает чувство обеспокоенности населения и правоохранительных органов, является противоправные деяния, совершаемые в общественных местах. Анализ официальных статистических данных о состоянии уличной преступности за последние десять лет показывает, что удельный вес уличных преступлений в структуре всей преступности из года в год растет. В 2011 году на улицах г. Челябинска несовершеннолетними совершено 350 преступлений, что на 13% больше, чем в 2010 году (311 преступлений). Причем рост уличных преступлений прослеживается на территории почти всех районов города: Курчатовского - на 51%, Тракторозаводского - на 48%, Калининского - на 38, Ленинского - на 10%, Советского - на 8%.
В 2011 году наблюдается рост зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними на территории дачных поселков и садовых участков, на 116% (13 против 6).
Необходимо отметить, что в общей структуре преступности значительную долю занимает групповая преступность. Благодаря профилактическим мероприятиям, проводимым службами системы профилактики города, в 2011 году удалось снизить уровень групповой преступности несовершеннолетних. Всего зарегистрировано 173 преступления, совершенных группой несовершеннолетних и при их соучастии, против 204 преступлений в 2010 году. Однако преступлений, совершенных группой, состоящей только из несовершеннолетних, в 2011 году больше, чем в 2010 году (84 против 79).
В 2011 году наблюдается рост и количества выявленных несовершеннолетних, совершивших преступления. В совершении преступлений в 2011 году всего приняли участие 517 несовершеннолетних (в 2010 году - 486). Большую часть несовершеннолетних, совершивших преступления, составляют 16-17 - летние - 70 % от всех несовершеннолетних, выявленных за совершение уголовно-наказуемых деяний. В 2011 году отмечается рост количества несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения (на 29%). Необходимо отметить, что каждый десятый подросток совершил преступление в состояние алкогольного опьянения.
Существуют различия в преступности несовершеннолетних и в зависимости от пола подростков. Если сравнить статистические данные о правонарушениях несовершеннолетних мальчиков и девушек, то они отражают довольно устойчивую закономерность: количество правонарушений, совершаемых мальчиками, в несколько раз больше количества правонарушений, совершаемых девушками. Однако исследования статистических данных свидетельствуют о том, что в последние годы значительно растет число регистрируемых преступлений, совершаемых несовершеннолетними женского пола, а также количество девушек-подростков, участвующих в их совершении.
Необходимо отметить высокую распространенность совершения деяний, содержащих признаки составов преступлений, лицами, не достигшими возраста уголовной ответственности. Так, данные о несовершеннолетних, поставленных на учет в подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел по Челябинской области, показывают, что каждый пятый подросток состоит на учете за совершение общественно-опасного деяния до достижения ими уголовно-наказуемого возраста. Проблема в данном случае видится в том, что эти данные свидетельствуют, во-первых, об «омоложении» преступности несовершеннолетних, во-вторых, о неблагоприятной тенденции динамики преступности среди несовершеннолетних.
Характеризуя структуру административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, необходимо отметить, что наибольший удельный вес принадлежит таким административным правонарушениям, как появление в состоянии опьянения либо распитие спиртных напитков в общественных местах. Так, по статистическим данным в 2011 году по г. Челябинску среди поставленных на учет несовершеннолетних за совершение правонарушений, влекущих меры административного воздействия, 80% составляют несовершеннолетние, совершившие нарушения в сфере антиалкогольного законодательства. Особую тревогу вызывает также рост количества совершенных несовершеннолетними в 2011 году мелких хищений (на 45%).
Таким образом, полученные результаты еще раз убедительно доказывают необходимость активизации профилактической работы, как с несовершеннолетними, их родителями (законными представителями). Одним из основных направлений в этой работе должно стать, как уже отмечалось выше, правовое просвещение.
Правовое просвещение представляет собой систему различных мероприятий, проводимых в рамках образовательного учреждения совместно с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Общепрофилактические мероприятия, являясь одним из методов убеждения, представляют собой целенаправленное воздействие на внутренний мир и поведение подростка в целях устранения из структуры его личности негативных потребностей, интересов, установок, и формирования новых, социально одобряемых ценностных ориентаций. Они служат достижению следующих целей:
- воспитание у подростков стойкой привычки правомерного поведения;
- предупреждение противоправных и антиобщественных действий;
- моральное, психологическое и материальное воздействие на сознание несовершеннолетних, как результат этого - на их поведение.
Содержание общепрофилактических мероприятий включает комплекс различных воспитательных и организационных мероприятий, таких как организация правовой пропаганды, проведение встреч с родителями, выступления перед школьниками по вопросам ответственности несовершеннолетних за совершение противоправных деяний, оформление наглядной агитации, проведение месячников, дней профилактики и др. Полученные в ходе правового просвещения знания должны превратиться в прочную установку строго следовать правовым нормам, а затем - во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон.
Не секрет, что многие несовершеннолетние, представшие перед судом или комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, не знают, что совершенное ими правонарушение наказуемо законом. К сожалению, они часто не знают, и с какого возраста и за какие противоправные деяния могут привлекаться к уголовной или административной ответственности. Дети порой не задумываются о последующей ответственности за завершенное деяние. Приведем несколько примеров.
1. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав 29 мая 2012 года рассмотрела материалы дела об административном правонарушении по ст. 12.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством», совершенным несовершеннолетним. Подросток пояснил, что взял ключи от машины тети без разрешения, управлял автомашиной, не имея права на управление, при этом не задумывался, что совершает, по сути, угон транспортного средства и административное правонарушение. Причем управлял автотранспортным средством, не имея права на управления, не первый раз.
2. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в июне 2012 года рассмотрела материалы дела об административном правонарушении по ст. 7.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Мелкое хищение», совершенным несовершеннолетней. Девушка из благополучной семьи, при рассмотрении дела пояснила, что совершила кражу нижнего белья и резинок для волос на сумму 140 рублей от скуки, не задумываясь, что за данное деяние может понести ответственность.
3. Иногда сам родитель вовлекает своего ребенка в совершение правонарушения, не задумываясь о последствиях. Так, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в сентябре 2012 года рассмотрела материалы дела об административном правонарушении по ст. 6.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков» в отношении гражданина К., который пояснил, что ехал со своим несовершеннолетним сыном к месту отдыха на пассажирском поезде «Новосибирск-Анапа», по дороге предложил своему сыну выпить с ним пиво, при этом не задумывался, что совершает противоправное деяние. Родитель или иной законный представитель несовершеннолетнего должен знать, что не имеет права, причем под угрозой ответственности, вовлекать ребенка в употребление пива или другой спиртосодержащей и алкогольной продукции.
Такие примеры не единичны в правоохранительной практике. Задача всех органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних заключается в том, чтобы не допускать совершение правонарушений несовершеннолетними и в отношении них из-за незнания законов и методов защиты своих прав.
2. Законодательство об ответственности несовершеннолетних
и их родителей (иных законных представителей)
2.1. Уголовная ответственность несовершеннолетних
Действующее законодательство (Уголовный кодекс Российской Федерации действует с 1 января 1997 года) впервые в истории советского и постсоветского уголовного законодательства предусматривает специальный раздел, посвященный особенностям уголовной ответственности несовершеннолетних. Такие разделы были известны Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., а также Уголовному Уложению 1903 г.
Основанная на принципе гуманизма, подобная практика соответствует современному зарубежному уголовному законодательству, одобренному ООН (Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, 1985 г.).
Введение в УК РФ таких особых положений обусловлено социально-психологическими особенностями этой возрастной категории. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, с одной стороны, достигают уже достаточно высокого уровня социализации (у них появляется самостоятельность, настойчивость, умение контролировать свое поведение, владеть собой), с другой – происходит дальнейшая социализация личности (продолжается или завершается обучение в школе или в техникуме, происходит уяснение своего места в обществе, накапливается опыт межличностных отношений). Для такого возраста весьма характерны излишняя категоричность суждений, вспыльчивость, неуравновешенность, неспособность оценить ситуацию с учетом всех обстоятельств и т.д. Эти особенности и обусловили установление в отношении ответственности несовершеннолетних ряда исключений и дополнений по сравнению с общими правилами уголовной ответственности.
Прежде всего, необходимо отметить, что Уголовный Кодекс РФ считает несовершеннолетними лиц, не достигших к моменту совершения преступления возраста 18 лет. При этом важно учитывать правило наступления того или иного возраста: лицо признается достигшим возраста 14, 16 или 18 лет лишь на следующие за днем рождения сутки. То есть, если лицо совершило преступление в день своего восемнадцатилетия, оно будет привлекаться к ответственности еще как несовершеннолетний. Аналогично и с другими возрастными рубежами.
УК РФ установил два возрастных уровня наступления уголовной ответственности. По общему правилу за совершение подавляющего большинства преступлений уголовная ответственность наступает с шестнадцати лет. Только за некоторые преступления, общественная опасность и противоправность которых, как показывает многолетний опыт, очевидна и для подростков, достигших четырнадцати лет, уголовная ответственность наступает по достижении этого возраста.
Содержащийся в ч. 2 статьи 20 УК перечень преступлений, за совершение которых уголовная ответственность наступает с четырнадцати лет, является исчерпывающим и обязательным для исполнения органами расследования и судами при решении вопросов уголовной ответственности несовершеннолетних. К ним относятся: убийство (ст.105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст.111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст.112), похищение человека (ст.126), изнасилование (ст.131), насильственные действия сексуального характера (ст.132), кражу (ст.158), грабеж (ст.161), разбой (ст.162), вымогательство (ст.163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст.166), умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ч.2 ст.167), террористический акт (ст.205), захват заложника (ст.206), заведомо ложное сообщение о террористическом акте (ст.207), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ч.2 ст.213), вандализм (ст.214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст.226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст.229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст.267).
Определяя границы возраста уголовной ответственности несовершеннолетних, уголовный закон принимает во внимание многие обстоятельства, но все же решающее значение придает психологическим особенностям, свойственным несовершеннолетним соответствующего возраста, степени возможности или способности осознания ими общественной опасности деяний, образующих преступления определенного вида. Причем во внимание принимаются типичные для большинства несовершеннолетних, достигших данного конкретного возраста, особенности развития их интеллекта и воли.
Несовершеннолетние, не достигшие возраста уголовной ответственности и совершившие общественно-опасные деяния, не подлежат уголовной ответственности в связи с недостижением возраста. В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» меры воздействия в отношении этих несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей применяются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним (ст.88 УК РФ)
Наказание, будучи основной формой выражения и реализации уголовной ответственности несовершеннолетних, применительно к этой категории преступников имеет свои существенные особенности, вытекающие из уголовной ответственности несовершеннолетних. Эти особенности наказания отличают его от другой формы ответственности несовершеннолетних – от принудительных мер воспитательного характера.
Итак, за совершенное преступление несовершеннолетним назначаются следующие виды наказаний:
а) штраф;
б) лишение права заниматься определенной деятельностью;
в) обязательные работы;
г) исправительные работы;
д) ограничение свободы;
е) лишение свободы на определенный срок.
Штраф несовершеннолетнему может быть назначен как при наличии у него самостоятельного заработка или имущества, на которое допустимо обратить взыскание, так и при отсутствии таковых. Однако по решению суда, штраф может выплачиваться родителями либо законными представителями несовершеннолетнего с их согласия. Штраф назначается в размере от 1 тысячи до 50 тысяч рублей, либо в размере дохода осужденного (например, от зарплаты) за период от 2 недель до 6 месяцев.
В ст.88 УК предусмотрено назначение несовершеннолетнему наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью. Срок: до 5 лет основного наказания и до 3 лет дополнительного. Реально эта мера наказания может назначаться несовершеннолетним в возрасте 16-17 лет, которые фактически могут и юридически вправе заниматься легальной деятельностью, например, торговлей или кустарным промыслом (торговля газетами, мороженым и другое). Ярким примером также является запрет на управление мопедом в результате неоднократных нарушений правил дорожного движения.
Обязательные работы – новый в законодательстве вид наказания. Обязательные работы несовершеннолетнему могут назначаться на срок от 40 до 160 часов; они состоят в выполнении посильных для него бесплатных работ и исполняются в свободное от учебы или основной работы время. Работы могут быть по благоустройству городов и поселков, очистке улиц и площадей, уходу за больными, погрузочно-разгрузочные работы и другие подобные работы, не требующие особой квалификации. Данный вид наказания должен исполняться в районе жительства несовершеннолетнего.
Исправительные работы могут быть назначены несовершеннолетнему на срок до 1 года (лицам старше восемнадцати лет исправительные работы назначаются на срок от 2 месяцев до 2 лет). Исправительные работы назначаются лицу, не имеющему постоянного дохода, когда из заработка осужденного несовершеннолетнего производятся удержания в пользу государства от 5 до 20 процентов. Отбываются в местах, определенных органом местного самоуправления.
Ограничение свободы является новым основным видом наказания, ранее не известным нашему законодательству, назначается несовершеннолетним. Назначается в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет.
Лишение свободы. Предельный срок лишения свободы для несовершеннолетних не может превышать 10 лет; минимальный – 2 месяца. Причем лицам, не достигшим на момент совершения преступления возраста 16 лет – максимальный срок наказания не более 6 лет, а для совершивших в этом возрасте преступления небольшой и средней тяжести наказание в виде лишения свободы не предусмотрено. Кроме того, всем несовершеннолетним, совершившим преступление небольшой тяжести впервые, наказание в виде лишения свободы не применяется.
Данный вид наказания отбывается в воспитательной колонии. В целях закрепления результатов исправления, завершения общеобразовательного или профессионально-технического обучения осужденные, достигшие 18-летнего возраста, могут быть оставлены в воспитательно-трудовой колонии до окончания срока наказания, но не более чем до достижения ими 20-летнего возраста. При этом учитываются данные о поведении осужденного за период отбывания им наказания и воспитательно-трудовой колонии, а также его влияние на содержащихся в воспитательно-трудовой колонии других несовершеннолетних.
Освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних
Несовершеннолетний, совершивший преступление, может быть освобожден от уголовной ответственности:
- в связи с деятельным раскаянием (ст.75 УК) – то есть при добровольной явке с повинной, способствовании раскрытию преступления и возмещению причиненного вреда;
- при возмещении причиненного ущерба, либо ином заглаживании вреда, в связи с примирением с потерпевшим (ст.76 УК).
Оба указанных основания в отношении несовершеннолетних не предусматривают каких-либо исключений из общих правил.
При освобождении от уголовной ответственности лица, не достигшего восемнадцатилетнего возраста, в связи с истечением сроков давности (ст.78 УК) учитываются особенности сроков давности применительно к несовершеннолетним. Согласно ст.94 УК, в отношении них они сокращены наполовину. Таким образом, подросток освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки в зависимости от категории преступления (ст.15 УК):
а) один год после совершения преступления небольшой тяжести;
б) три года после совершения преступления средней тяжести;
в) пять лет после совершения тяжкого преступления;
г) семь с половиной лет после совершения особо тяжкого преступления.
К лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, как и к взрослым преступникам, могут применяться амнистия и помилование.
Кроме того, согласно ст. 92 УК несовершеннолетний может быть освобожден от наказания с применением к нему принудительных мер воспитательного воздействия, либо помещением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
Применение принудительных мер воспитательного воздействия
к несовершеннолетним
Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:
а) предупреждение;
б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
в) возложение обязанности загладить причиненный вред;
г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Причем в случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется, и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.
Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных УК РФ.
Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.
Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.
Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа.
Закон содержит примерный, а не исчерпывающий перечень возможных ограничений, применяемых к несовершеннолетнему. Он может быть существенно расширен с учетом конкретных обстоятельств совершения преступления, окружения подростка, его участия в неформальных объединениях антиобщественной направленности, условий, характера учебы или трудовой деятельности, служебной, материальной или иной зависимости, взаимоотношений с потерпевшим, соучастниками преступления и т. д.
2.2. Административная ответственность несовершеннолетних
Административное правонарушение – это противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. При этом необходимо учесть, что считается, что лицо достигло возраста 16 лет лишь с 0 часов следующего дня и именно с этого момента его можно признавать субъектом административного правонарушения. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Кроме этого, административное законодательство относит совершение административного правонарушения несовершеннолетним к обстоятельствам, смягчающим административную ответственность (ст.4.2 КоАП РФ).
Административное наказание - это мера ответственности, установленная государством за совершение административного правонарушения. Однако административные наказания применяются не только для того, чтобы наказать виновного, но и для того, чтобы другие лица не совершали новых правонарушений.
За совершение административных правонарушений к несовершеннолет-ним могут быть применены такие виды наказаний, как предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.
Дела об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних от 16 до 18 лет передаются в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для принятия соответствующих мер о наложении административного наказания. Вместе с тем, при совершении определенных административных проступков, как, например, нарушение правил дорожного движения, несовершеннолетние могут быть привлечены к административной ответственности на общих основаниях, как и взрослые. Необходимо отметить, что несовершеннолетнему правонарушителю не может быть назначено такое административное наказание, как административный арест.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, принимая во внимание конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, а также данные, характеризующие несовершеннолетнего, могут освободить его от административной ответственности и применить к нему такие меры воздействия, как выговор, строгий выговор, обязанность своим трудом устранить причиненный материальный ущерб и др.
К наиболее распространенным и разнообразным по форме административным проступкам относятся нарушения порядка в общественных местах, то есть улицах, площадях, скверах, парках, вокзалах, дворах, магазинах, кафе, ресторанах, салонах трамваев, троллейбусов, автобусов и других местах, которым присущи доступность для населения, возможность пользоваться принадлежащими гражданам правами.
К данным правонарушениям законодательство относит: мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ), распитие пива, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств в общественных местах (ст. 20.20 КоАП РФ), появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ) и т.д.
Формы совершения мелкого хулиганства разнообразны - действия, выражающие явное неуважение к обществу, сопровождающиеся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам (так, например, назойливое приставание к гражданам с циничными предложениями, хватание их за руки и одежду, демонстративный срыв головного убора, умышленное преграждение входа и т.п.), также другие действия, сопровождающиеся уничтожением или повреждением чужого имущества. Обычно мелкое хулиганство совершается в присутствии людей. Именно в такой обстановке нарушитель демонстрирует свое неуважение к обществу. Однако оно может совершаться и тайно, в расчете на то, что последствия хулиганских действий станут известны позднее (так, например, нанесение нецензурных надписей на стенах или заборах, умышленная порча ночью газонов и др.).
Следующим распространенным административным правонарушением является распитие пива, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств в общественных местах. Любое из таких деяний считается противоправным, если оно совершено на улицах, в скверах, парках, подъездах и других общественных местах. Необходимо отметить, что ответственность за распитие пива, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции менее 12º наступает только в том случае, если нарушитель распивал их в детских, образовательных и медицинских организациях, на всех видах общественного транспорта, в организациях культуры, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях.
Появление в общественных местах (улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования и др.) в состоянии опьянения (алкогольного или наркотического) представляет собой весьма распространенное административное правонарушение. При решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности учитывается степень опьянения, которая не позволяет гражданину вести себя достойно и способна вызвать или фактически вызывает явное отвращение и возмущение окружающих людей (так, например, виновный не может стоять на ногах, идет по улице, сильно пошатываясь, в неприглядном виде, спит в общественном месте, неряшливо одет и т.д.).
Самостоятельный состав правонарушения образует появление в общественных местах в состоянии опьянения подростков в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими в этих местах алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ (ст. 20.22 КоАП РФ). Само наличие алкоголя в крови несовершеннолетнего этого возраста уже образует состав правонарушения. Субъектом данного административного правонарушения являются родители или иные законные представители несовершеннолетнего, не достигшего шестнадцатилетнего возраста.
Законом предусмотрена ответственность и за совершение административных правонарушений, посягающих на здоровье населения. К административной ответственности могут привлекаться лица за потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача (ст. 6.9 КоАП РФ), за незаконный оборот (приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта) наркотических средств, психотропных веществ (ст. 6.8 КоАП РФ), если они не составляют крупного размера, виновные также привлекаются к административной ответственности в виде административного штрафа. Если гражданин добровольно сдает приобретенные наркотические средства, то он освобождается от административной ответственности.
К распространенным административным правонарушениям в области охраны собственности относится мелкое хищение (ст. 7.27 КоАП РФ), совершенное путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты. Хищение признается мелким, если стоимость похищенного имущества не превышает 1000 рублей.
2.3. Особенности гражданско-правовой ответственности
несовершеннолетних
Понятие гражданско-правовой ответственности
Поскольку несовершеннолетние являются субъектами гражданского права, то они должны обладать гражданской правоспособностью и гражданской дееспособностью (в определенном объеме, указанном в Гражданском кодексе Российской Федерации). Гражданская правоспособность – это способность гражданина иметь гражданские права и нести гражданские обязанности. Ею обладают все граждане РФ с момента рождения и до смерти в равном объеме независимо от возраста и состояния здоровья. Гражданская дееспособность – это способность гражданина своими собственными действиями приобретать и осуществлять гражданские права, нести и исполнять гражданские обязанности. Объем гражданской дееспособности не одинаков у различных субъектов гражданского права. Так, в полном объеме ею обладают лица, достигшие возраста 18 лет, а также граждане, вступившие в брак (независимо от возраста), и эмансипированные граждане. Эмансипация – это придание гражданину полной дееспособности. Для этого необходимы следующие условия:
- достижение возраста 16 лет;
- необходимо работать по трудовому договору, или с согласия законных представителей заниматься предпринимательской деятельностью;
- необходимо решение об эмансипации, которое принимает орган опеки и попечительства, а в случае отсутствия согласия законных представителей - суд.
Полностью дееспособных лиц в гражданском законодательстве выделяют и категории частично дееспособных лиц: лица от рождения до 14 лет (малолетние) и лица от 14 до 18 лет (относительно дееспособные граждане).
В соответствии с объемом своей дееспособности граждане могут приобретать гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, однако возможны случаи неисполнения или ненадлежащего исполнения принятых на себя обязательств, а также причинения вреда иным гражданам, что влечет за собой возникновение гражданско-правовой ответственности.
Под гражданско-правовой ответственностью следует понимать одну из форм государственного принуждения, состоящую во взыскании судом с правонарушителя в пользу потерпевшего имущественных санкций, перелагающих на правонарушителя невыгодные имущественные последствия его поведения и направленных на восстановление нарушенной имущественной сферы потерпевшего.
Основными формами гражданско-правовой ответственности (дополнительными обременениями, которые возлагаются на правонарушителя) являются возмещение убытков (ст. 15 ГК РФ) и уплата неустойки (ст. 381 ГК РФ).
Общими условиями привлечения к гражданско-правовой ответственности (состав гражданского правонарушения) являются:
- противоправное поведение лица;
- наличие вреда или убытков;
- причинная связь между противоправным поведением и наступившими убытками (вредом);
- вина правонарушителя.
Для взыскания неустойки требуются только два условия: противоправное поведение и вина.
Однако возможность возложения и размер гражданско-правовой ответственности несовершеннолетнего обусловлены пределами его дееспособности. Категория дееспособности включает в себя такое понятие, как деликтоспособность. Деликтоспособность - это возможность нести самостоятельную имущественную ответственность. Ее возникновение, так же как и возникновение дееспособности, связано с достижением гражданином определенного возраста.
Так, полностью деликтоспособными являются лица, обладающие полной дееспособностью. В связи с этим несовершеннолетние могут нести на общих основаниях самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам и за причинение вреда только в двух случаях: при эмансипации, т.е. объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (ст. 27 ГК РФ); при вступлении в брак до достижения возраста 18 лет (п. 2 ст. 21 ГК РФ). В остальных случаях гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних имеет свои особенности.
Гражданско-правовая ответственность малолетних
В соответствии с законодательством имущественную ответственность по сделкам, стороной в которых является ребенок, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство, возникшее на основании сделки, было нарушено не по их вине (п. 3 ст. 28 ГК РФ). При этом не имеет значения, кто совершил сделку: сам малолетний или в его интересах действовал законный представитель.
Для освобождения от ответственности законному представителю придется доказать, что он действовал с достаточной заботливостью и осмотрительностью, которые требовались от него для исполнения обязательства, а также то, что им были предприняты все необходимые для исполнения обязательства меры. Данное правило следует из нормы закона, определяющей общие основания ответственности за нарушение любого обязательства (ст. 401 ГК РФ), в том числе и сделок с участием малолетних.
Несмотря на то, что малолетние признаны законом неделиктоспособными, вред, который ими причиняется, подлежит возмещению.
В соответствии с п. 1 ст. 1073 ГК РФ за вред, причиненный малолетним, отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если они не докажут, что вред возник не по их вине. При этом в качестве опекунов малолетнего рассматриваются также соответствующие воспитательные и лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения, в которых находятся малолетние, нуждающиеся в опеке. Если же малолетний причинил вред в то время, когда он находился под надзором образовательного, лечебного или иного учреждения, которое не является его опекуном, но обязано осуществлять за ним надзор (например, школы и детские сады), ответственность возлагается на это учреждение, если оно не докажет, что вред возник не по его вине в осуществлении надзора. Такую же ответственность несут лица, осуществляющие надзор за малолетними на основании договора (например, няня или гувернантка).
Условием ответственности вышеназванных лиц является их собственное виновное поведение.
Следует различать понятие вины родителей (опекунов) и понятие вины учреждений и лиц, обязанных осуществлять надзор за малолетними в силу закона или договора. Под виной родителей или опекунов в судебной практике понимается неосуществление должного надзора за малолетними, так и безответственное отношение к их воспитанию или неправомерное использование своих прав по отношению к детям, результатом которого явилось неправильное поведение детей, повлекшее вред (попустительство, поощрение озорства, хулиганские действия, безнадзорность детей, отсутствие к ним внимания и т.п.). Отсутствие вины родители должны доказать.
Поскольку независимо от того, с кем проживает ребенок, оба родителя имеют равные права и обязанности, связанные с воспитанием (ст. 61 СК РФ), то ответственность за вред, причиненный малолетним, несут оба родителя, в том числе и тот, который проживает отдельно от ребенка. В последнем случае такой родитель может быть освобожден от ответственности, если докажет, что по вине другого родителя или иных лиц, с которыми проживает ребенок, он не имел возможности принимать участие в воспитании ребенка.
Родители, лишенные родительских прав, в соответствии со ст. 1075 ГК РФ несут ответственность за причиненный детьми вред в течение трех лет после лишения родительских прав. По смыслу закона указанное правило должно действовать и в отношении родителей, ограниченных судом в их родительских правах, поскольку в этом случае также утрачивается право на личное воспитание ребенка.
Вина образовательных, воспитательных, лечебных и иных учреждений, а также лиц, осуществляющих надзор за малолетними на основании договора, проявляется лишь в неосуществлении опеки или должного надзора за детьми в момент причинения вреда. В таких случаях возможна также долевая ответственность с родителями (опекунами) при наличии их вины.
Если в суде будет доказано, что причинение несовершеннолетним вреда имело место как по вине родителей или лиц, их заменяющих, так и по вине учебных, воспитательных или лечебных учреждений, то вред возмещается по принципу долевой ответственности, в зависимости от степени вины каждого.
Долевая ответственность возникает и в том случае, когда вред причинен несколькими малолетними, происходящими от разных родителей или находящимися под опекой разных лиц (применяется положение ст. 321 ГК РФ). При этом доли ответственности родителей (опекунов) малолетних предполагаются равными, если кто-либо из них не докажет, что его вина в ненадлежащем воспитании и недолжном надзоре за ребенком является меньшей (степень «вины» самих малолетних - причинителей вреда на размер ответственности их родителей (опекунов) не влияет).
Поскольку ответственность родителей (опекунов), а также лиц, осуществляющих надзор за детьми в момент причинения вреда, наступает за их собственное виновное поведение, их обязанность по возмещению вреда, причиненного малолетними, не прекращается с дос |
|
|
|